О проекте Поддержать
Воспоминания

Адольф Шапиро

режиссер, драматург

Злата Прага (рок-н-ролл)

Самый страшный случай, самый смешной… Не лучше ли спросить студентов, когда им было до косточек стыдно? Сейчас мне кажется, что это редко посещающее нас чувство самое сильное, запоминающееся и самое необходимое. Испытав его будто заново рождаешься, только уже с глазами, обернутыми внутрь себя.

Так же как не забыть встречу с женщиной, отмеченной синим номером на руке, так и день, когда позвонил Роман Тименчик и дал понять — могут нагрянуть незваные гости, лучше уничтожить все, могущее их заинтересовать. По тону ясно — стряслось серьезное. (Позже узнал — арестован Гарик, Габриэль Гаврилович Суперфин. Интересующиеся историей свободомыслия могут узнать об этом редком человеке с помощью нескольких кликов компьютера. Он был друг Ромы, я же виделся с ним мало — в театре, на автостанции в Тарту, где передал ему книги, ну, и потом). Тименчик произнес — срочно, а он не из тех, кто завибрирует без внятного повода.

В маленькой двухкомнатной стандартной советской квартире на улице Ленина у меня было что им почитать, а на балконе в коробках скопились кипы русских газет издалека. Вынести во двор и выбросить в мусор — опрометчиво, единственный выход — сжечь. Как и где? Соседи, дым, пепел… Только партиями, только в туалете…

Спустя годы можно пошутить по поводу того, что в квартире запахло жареным. Но тогда, когда превратившиеся в куски пепла бумаги исчезали в водяной воронке туалета, а трудно уловимый легкий черный пух кружил вокруг меня, хотелось выть от унижения и стыда, который перекрыл все другие чувства, даже страх.

«… Тот факт, что государственная полиция может в любой момент вторгнуться в жизнь человека и от такого вторжения нет никакой защиты, ведет к тому, что его жизнь теряет часть своей естественности и подлинности и превращается в вечное притворство». /Из письма Вацлава Гавела пану Густаву Гусаку/

Может быть волки тоже воют от стыда? Говорят, от тоски, но тогда может быть тоска от стыда? Год тоски и стыда — 1968.

В ночь с 21 на 22 августа на Рижском взморье (там западные станции глушили не так, как в городе) включил радио — и услышал… Лязг танков, голоса чехов, обращенные к каждому из нас. Не верилось — недавно возвращался домой чешский приятель, и мы пили на радостях, что где-то на Тиссе (название этой речки почему-то запомнилось больше городка) Брежнев целовал Дубчека. Это был не первый и не последний иудин поцелуй генсека.

Темнота, тишина и собственное бессилие. Куда бежать? Увеличил громкость приемника до полной мощи. Совсем ребячий протест — буду кричать и все тут. Голоса чехов с призывом не быть оккупантами, обращенные к солдатам, а по сути к каждому из нас, не нарушали ночной покой, никого не будили — люди обмерли и замерли. Каждый у своего приемника, своей «Спидолы».

Дальше… были семеро, вышедших на Красную площадь. И моя неготовность выявить открыто свое отношение к произволу. Да, я не обязан сидеть на партийных сборищах и тянуть руку «за» … Разве это утешение? В Праге танки… Не по булыжнику, по надеждам.

Что делать? В эти дни многие для себя решали, как быть — лишиться возможности активно участвовать в жизни или пытаться в меру сил и возможностей как-то влиять на людей.

Историческая справка

25.08.1968

В полдень на Красную площадь выходят Константин Бабицкий, Лариса Богораз, Вадим Делоне, Владимир Дремлюга, Павел Литвинов, Виктор Файнберг, Наталья Горбаневская с коляской, в которой был ее грудной сын, и Татьяна Баева. Через несколько минут их задерживают. Баеву, самую молодую участницу демонстрации (не считая младенца), отпускают, так как друзья уговаривают ее сказать, что она оказалась на месте случайно.

Мой товарищ слышал инструктаж разинувших варежки солдат. Сержант объяснял: «Мы подслушали телефон. Дубчек позвонил в ФРГ и сказал немцам:  «Канцлер, кончай медлить, вводи свои войска скорее. Мы заждались. Понятно?»» Все, понятное дело, закивали.

Кто меня лишил радости от моей Праги — знаю, загадка — кто одарил этой радостью, без которой не представить себя молодым?

«Щедрый вечер» Блажека — первая режиссура. На премьере в ДК культуры «Металлист» (том самом, где начинал Н.П. Акимов) оказались актеры Словацкого Национального театра. Спектакль начался с того, что сцену пересекла невесть откуда взявшаяся кошка. Я готов был отказаться от театра, если бы не поддержка гостей. Как и красивой, умной, талантливейшей Эвы Полаковой, в которую нельзя было не влюбиться. «Смерть зовется Энгельхен» назывался известный фильм, в котором она успела сняться. Эва, гордость и надежда словаков (до сих пор не верю) умерла в 38 лет.

Сокурсник, кукольник Сергей Ефремов, учил и хотел, чтобы все учили, чешский язык. Он меня причастил к журналу «Divadlo», из него мы узнавали что-то о западном театре. И чехословацкий был в расцвете. Эфрос взахлеб говорил о работах Крейчи, оказавших на него влияние. А ведь еще Радек, Гроссман, Фиалка, Будский, Дудек…

Одна из первых моих рижских постановок — «Поворот Ключа» Милана Кундеры. Она прошла раза три. Я дал убедить себя в том, что это «творческая неудача!» Теперь в этом сильно сомневаюсь.

Подозреваю, первый заметивший, что театральный мир мал, не до конца представлял, до чего он мал. Товстоногов вообще не посещал чужие спектакли, ему хватало что-то слышать, чтобы иметь о них мнение. Не видя ни одной работы, он, как пишет Генриетта Яновская, вдруг сказал обо мне на занятиях: «Я был бы рад, если о ком-нибудь из моих учеников говорили бы так, как о нем». Тешит самолюбие (еще как!) но все-таки обидно, что Георгию Александровичу достаточно было чьих-то рассказов.

Да, этот мир мал. Всего пять лет я в Риге, а легендарный Йозеф Свобода в пражской мастерской посвящает меня в секреты своих сценографических построений, трогательно опекает Ян Дрмола, драматург трех пражских театров, а Павел Когоут — само внимание — зовет на «Войну с Саламандрами» Чапека в его инсценировке.

С той поры и по сей день меня сопровождает чувство, что многие дары, которые преподносила жизнь, были адресованы не по адресу. Возможно, это хорошо, в некоторой степени спасало от самодовольства, этой хронической режиссерской болезни.

После «Процесса» Кафки в театре «На забрадли» Когоут знакомит с автором пьесы — Гавел, Вацлав. Они приглашают в Градчаны на печенку в сметане. Сидим почти до утра. Я рассеян — не отошел от спектакля, а главное — мало понимаю. Они долгий спорят о том, разрешат ли какую-то передачу по телевидению. Пройдет — не пройдет? Чего так суетятся? Задним числом ясно — все было уже накалено. Речь шла о цензуре, одном из опорных столпов власти.

Вацлав Гавел (драматург, правозащитник и первый президент Чехии) с жителями Праги

Разве можно было представить «социализм с человеческим лицом», который они вообразили, без рта и ушей? Без свободы говорить о том, что видишь, и слушать, что об этом говорят?

Ответ через год дали братские танки, опередившие канцлера. А тогда — голова кружилась. От весны, сказочного города, театров, воздуха, пропитанного надеждами, и особого отношения ко мне. На самом деле, мои новые друзья замечательно относились к любому гостю из Союза в ком чувствовали союзника. А мы?

Спустя пару месяцев после вторжения, Олег Табаков, как раз перед этим с блеском сыгравший в Праге гоголевского Хлестакова (он — играл по-русски, они — по-чешски), получил оттуда посылку. В ней были книги, сувениры, и разные вещички, которые он дарил друзьям, каждый раз приезжая к ним. К чести Олега Павловича он говорил мне об этом без мелкого раздражения, с той мужественной интонацией, которая не ставила под сомнение правоту чувств отправителей, совершивших обидный для него поступок.

Больше никогда в Праге я не был, сначала — ясно почему, потом — не знаю отчего. Не хотелось. А вчера в журнале «Дружба народов» стихи Олега Хлебникова. Среди многих хороших строчек такие:

Места, где бывал счастливым…

Не надо туда приезжать:

их неизменность обидна,

а измененья досадны.

Советуют мне позитивом

старайся себя окружать,

а что позитива не видно,

так пожил уже — ну и ладно.

Чувства, как огонь, не могут находиться в статике. Они разгораются или угасают. Не планомерно, чаще всего скачками, напоминающими линию подъемов и спадов электрокардиограммы.

В каком случае это линия прямая всем известно. Но театр — это сборище грешников, живет вопреки жизненных законов. Мертвый театр всегда демонстрирует невиданную энергию и запал.

Изображение на сцене силы чувств выглядит карикатурно, когда отсутствует удивление перед их постоянной изменчивостью, подвижностью. В конце концов, что такое актерское действие, если не движение? Это не борьба, угасающая с одержанной победой, а игра с партнерами, обстоятельствами и с самим собой для постижения всего сущего. Цель эфемерная, но единственная.

Ей служит и возврат в прошлое. Оно воскресает в памяти иначе, чем в театре, где имитируют процесс воспоминаний. «Вот помню» — и речь замедляется, поволока, слова цедятся, как капли из пипетки. На деле, то, что живо, вырывается потоком нахлынувших чувств, тех, что до конца не понять, с которыми душа не смиряется (образец — монолог летчика Петренко у Германа в «Двадцать дней без войны).

То, что отшумело,— для романса, а не для драмы. Она не имеет завершения, драма в настоящем незаконченном времени.

«Рок-н-ролл» Стоппарда, пьеса о сопротивлении, посвященная президенту Гавелу, в 2011 году в Москве (подобно самим событиям Пражской весны в свое время) не прозвучала так, как желалось. Кокетством будет стенать о своих промахах (это был стоящий спектакль), нечестно — ввернуть что-то о слишком оголенной драматургической конструкции пьесы (сколько достоинств!), еще хуже — упрекнуть актеров в желании опереться на успешный, но для другой пьесы не годящийся опыт работы над «Берегом утопии».

Фрагмент афиши спектакля А. Шапиро в РАМТе по пьесе Стоппарда

Лучше, как при анализе пьесы, начать двигаться от финала. Там кроется идея, и все, что должно остаться со зрителями после спектакля. У меня со Стоппардом обнаружилось разное понимание того, как и чем спектакль должен завершаться. Оно было существеннее, чем локальное профессиональное расхождение.

Драматург кончает хэппи-эндом. После долгих мытарств, допросов и арестов, герои (устаканив и личные дела), встречаются в 1990 году на концерте The Rolling Stones. Они свободны, веселы, их сердца стучат в унисон рок-н-роллу, несущемуся над стадионом.

Этот триумф как бы подводит черту под схваткой со штампами и запретами, регламентированием каждого шага — всего, с чьей помощью людей хотели превратить в стадо баранов.

Однако! После упоения вольницей все оказалось куда сложней, чем виделось. Даже в Чехии, что уж говорить о нас, которым новый век не принес никакого… успокоения, что ли.

Когда я об этом сказал сэру Тому, он насторожился — хочет, хочет учитывать тягу зрителя к хорошему финалу. Он не скрывал желания (как не вспомнить Арбузова), чтобы публика покидала зал в добром расположении духа. Я не собирался ее добивать, но голливудский подход раздражал — история замыкалась на себе, а требовался не восклицательный знак, а многоточие. То самое, что зависло над демократией и в Восточной Европе, и у нас…

Стоппард кое-что изменил в тексте, некоторые реплики из последней сцены перенес в другую, что-то уточнили в финале, и все-таки… Не глядя на мощное изобразительное решение, великолепно-радикальную сценографию Саши Шишкина, точную игру артистов, великую музыку, спектакль затрагивал настоящее по касательной.

Внимание зала не компенсировало отсутствия той реакции, с которой мои сверстники воспринимали выкручивание рук тем, кто не вписывался в систему. Незнание контекста времени? Да. Но! Апатия, неверие большинства в личную возможность что-либо изменить, самоубийственное равнодушие — все, о чем писал Гавел в письме президенту Гусаку, уже проявлялось, было налицо.

Жив или мертв рок-н-ролл? Заголовки статей о спектакле пестрили ответами. Еще бы, танец подан как образ мысли и бесконтрольная сила, не подвластная управлению.

Музыканты-язычники оказались опаснее для догматиков-иезуитов, чем еретики-диссиденты. Не политики, а художники подкосили тоталитаризм (правда, в которую хочется верить). Сюда стекаются разнообразные темы, даже споры о Сапфо (скучно автору «Аркадии» без античности скучно). Чувственность поэтессы рифмуется с неподконтрольным, иррациональным плясом без правил. Кайф — с помощью музыки выразить себя. «Славное язычество» — да, это Александр Башлачев.

Повсюду на звуки рока слеталась молодежь, которая не хотела жить под диктовку, но в истории чешского сопротивления он сыграл особо значимую роль. Арест группы The Plastiс People of Universe, о которой речь в пьесе, спровоцировал появление «Хартии 77».

Выступление группы The Plastic People of the Universe в Пражском замке

Московский зал не находил аналог такого же воздействия на умы и сердца людей разных вкусов и верований у нас. Когда-то Андрей Альмарик предсказал, что электрогитары уничтожат Советский Союз. Только не электро, а семиструнка Высоцкого. Однако, рок и песни Владимира Семеновича слишком далеки друг от друга по фактуре, чтобы у публики возникла параллель.

Евгения Тропп интересно писавшая о спектакле, признавалась — трудно без знания целых пластов культуры и жизни уяснить, что стоит за спорами героев о музыкальных группах и композициях. «Это их особый язык, а я на нем даже со словарем плохо понимаю. Я не знаю важных кодов, поэтому не могу открыть всех дверей, ведущих вглубь пьесы, считываю лишь общий смысл».

Возможно, учитывая это, наш продюсер Наташа Николаева развернулась во всю широту таланта — издание русского перевода пьесы, дискуссии о рок музыке с участием Стоппарда, появление на премьере все еще длинноволосых «пластиков» (когда их вызвали на сцену, нелегко было сразу узнать юношей из хроники, показанной в спектакле), приезд легендарного Питера Дженнера, первого менеджера Pink Floyd, выставка в фойе фотографа Ярослава Кукала, дискуссия на «Дожде», а в театре благотворительный концерт в пользу хосписов: «Пластики», Юрий Шевчук, Василий Шумов, Вася Обломов группы «Центр» и «Браво».

Бурные, пьянящие дни, но, странное дело, они не принесли полной радости. Она связана с предчувствием будущего, а над нами довлело минувшее. Ощущение настоящего, тут же становящегося прошлым, — спутник премьеры, но что это рядом с историческими событиями, которым она посвящалась. По-моему, ностальгические чувства не объединяют, каждый уходит в свой рок-н-ролл.

«Мне вообще-то сейчас у вас нравится. Но оккупация — она никуда не денется, это то, что мы пережили, это то, что навсегда осталось в нашей памяти. Поэтому примешивается против воли какое-то не очень приятное чувство…» — делился клавешник Яничек.

«Но с другой стороны, — продолжал саксофонист Брабенец — мы, конечно, понимаем, что солдаты, которые вошли в Прагу в 1968 году, не были ни в чем виноваты. В каком-то смысле они были еще более несчастны, чем мы, принявшие на себя их удар».

Но больше всего запали слова другого музыканта, особенно последняя фраза, выделю ее курсивом: «Тот, семидесятнический андеграунд, конечно, давно закончился. После революции многие пошли в политику, кто-то уехал, кто-то умер. Сейчас — трудно сказать, мы все-таки старые уже, не очень следим за этим за всем. Вроде есть какая-то подпольная техно-сцена в Праге. Но я однажды что-то послушал и понял — нет, это не для меня. Уж очень шумно!»

Ну, если этим ребятам шумно, то что-то отшумело.

Закат еще одной цивилизации? Идеологические споры персонажей Стоппарда включают широкий период истории, как минимум, двадцатый век. Судьба марксизма, столкновение свободомыслия с коммунистической доктриной… Не верится, но нельзя исключить, что все это когда-нибудь опять выйдет на первый план, вот тогда вновь мощно зазвучит рок-н-ролл, а пока что…

В начале пьесы Сид Баррет — лидер Pink Floyd, поэт, музыкант, художник, наркоман и безумец — уподоблен богу Пану. В конце звучат слова Плутарха о Тамусе, принесшего весть о его смерти. Божественный голос прокричал ему через море: «Когда прибудешь в Палодес, не забудь объявить, что великий бог Пан умер!» Так Тамус и сделал, и весть эта на берегу была встречена всеобщим плачем.

Ничего не остается, как повторить за Борисом Гребенщиковым:

Те что нас любят, смотрят нам вслед

Рок-н-ролл мертв, а я… еще нет.

Насколько был жив я во время «Рок-н ролла» — не знаю, но Стоппард вполне. Приехав в середине репетиций и, посидев в зале, он наклонился ко мне: «А почему они играют то, что я написал?» Живой классик ждал от театра открытия нового в себе.

Из всех сцен ему больше всего понравился (тут мы совпали) финал первого акта, где не произносят ни слова, а вместо авторской ремарки — Ян подбирает разбитые пластинки — отчаянный танец.

Есть пьесы, непохожие на авторов. А стоппардовские обязаны ему всем — глубиной, умением вести диалог, парадоксальностью, выверенным построением, юмором. Он вообще любит смешное.

Как-то я рассказал актерам байку о писателе, не выдержавшем общения с коллегой: «Ну что мы обо мне и обо мне! Давай поговорим о тебе. Как тебе моя новая книга?» Ассистент: «Я пошлю Тому, а то тоскует в Голливуде без нас?» Тут же ответ. В благодарность за хорошую шутку он слал мне свою: «Встречаются режиссеры: «Ты видел мой спектакль?» — «Конечно! Но не лично»».

С Томом весело, при том, что он дотошен до мелочей. Мы часами уточняли перевод, смысловые оттенки разноязычных синонимов. Носитель рыцарского звания знал все о ночных спорах на кухне, слежке, подпольных концертах, арестах, цензуре, обысках и наглых судах. Будто жил с нами. А может так и было?

В 2005 году он получил странное письмо из Белоруссии. «Свободный театр» просил о поддержке. Другой отписался бы и забыл. Где лауреат «Оскара» и где театр, играющий по квартирам? Но Том поехал. Еще раз окунуться в атмосферу пьесы «Рок-н-ролла», которую заканчивал? Нет, по-рыцарски помочь нуждающимся в защите. Привлек внимание Гавела и артистического мира к тому, что одни минские коллеги арестованы, другие покинули родину.

В свое время он сделал это по отношению к чехам и словакам. В результате, в Австрии появились пьесы, герои которых были от рождения обречены на немоту или пребывали в ситуациях, исключающих голосовое общение. Так драматурги решили помочь чешским актерам, после 1968 года оказавшимся на чужбине. А сам Стоппард основал премию для неофициальных чешских авторов.

Том не расстается с теми, кто оставил след в его душе: с чехами, Герценом, театром Бородина, насчет Голливуда не сужу, с Белоруссией точно. Работники ее посольства в Лондоне хорошо знают, кто стоял у их здания, протестуя против репрессий.

Драматург Том Стоппард открывает выставку в поддержку советских евреев

Университетские на Западе — почетный ли доктор Кембриджа Стоппард или студент — восхищают ответственностью перед миром и частным делом, профессией, которой занимаются. При всей несопоставимости одного от другого по значимости, есть общий подход, не позволяющий к чему-то относиться тяп-ляп, спустя рукава. Для того, кто откликается на сигналы времени, нет больших и малых дел, лишь большая или меньшая затрата сил.

В годы развитого брежневизма московское Театральное общество переслало адресованную мне просьбу университетского театра (Квебек, а знали — лучше обращаться через организацию) ответить на вопросы, касающиеся «Трех сестер». На один я не знал ответа. Нищие с арфой и скрипкой, просящие подаяние в четвертом акте, для меня тоже были загадкой. С арфой по дворам?

Потом я получил отличную программу канадского спектакля — статьи о Чехове, история постановок (единственная неточность — преувеличена моя помощь). В письмо была вложена страница, переснятая из английского журнала начала ХХ века: скрипач и женщина в платочке, по-русски завязанном спереди, в руках — маленькая арфа. И подпись: «еврейские музыканты в России».

Вот это да! Университетский театрик, спектакль пройдет два-три раза, нищие появляются на минуту… Не лень? Такой вопрос «университетские» не поняли бы. Ведь так просто — искать, вот и отыскался журнал в Британской библиотеке! Что сказать…

Том Стоппард, прибыв из Америки, на другой день встал спозаранку, чтобы успеть на поезд и на брюссельском форуме рассказать о минском «Свободном театре», уже в изгнании.

Если бы театр работал у себя в стране, стоило бы кончить наш московский спектакль хеппи-эндом. А так… Пражская весна — только часть большой истории сопротивления людей отказу им в праве самим решать — как жить? Истории с продолжением.

Что до меня, не важно был ли я Праге после тех лет, не был, она была со мной. И во время работы над пьесой, и вообще — всегда.

А Стоппард чуть не опоздал на нашу премьеру. Не мог вылететь из Лондона. В российском посольстве тянули с выдачей визы. Он вновь защитил кого-то из нежелательных. Такой рок-н-ролл!